Оценка коммуникативных навыков кандидатов при проведении собеседований

Оценка коммуникативных навыков кандидатов при проведении собеседований

Умение общаться — навык, полезный любому сотруднику. А в некоторых сферах без коммуникабельности просто не обойтись! Что это за менеджер по продажам или оператор службы поддержки, который теряется при общении с незнакомцем и не может двух слов связать?

При подборе персонала для клиентских служб, в отделы продаж и на другие «общительные» должности важно правильно оценить, есть ли у кандидата такие навыки.

Наблюдение в фоновом режиме

О чем бы вы ни говорили с претендентом на собеседовании, параллельно вы можете оценивать его навыки выстраивания коммуникации. Ведь сейчас его задача — эффективно взаимодействовать с вами. Хорошо ли потенциальный сотрудник справляется с этой задачей?

На что стоит обратить внимание:

  • Кандидат смотрит в глаза, почти все время поддерживает визуальный контакт
  • Внимательно слушает то, что ему говорят — не перебивает, кивает
  • Следит за реакцией собеседника на свои слова
  • Общается открыто, тактично, вежливо
  • Интонации спокойные, уверенные
  • Речь грамотная, кандидат легко и ясно выражает свои мысли
  • Корректирует свой стиль общения, ориентируясь на особенности собеседника
  • Создает приятную, комфортную атмосферу, располагает к общению

Если проводится коллективное собеседование или тестирование с участием нескольких кандидатов, это прекрасная возможность понаблюдать за тем, как они взаимодействуют друг с другом. Ситуация сама по себе достаточно сложная и стрессовая, и если человек при этом чувствует себя свободно, уверенно, легко идет на контакт — это хороший знак.

Проверочные вопросы

Можно попросить самого претендента рассказать о своих навыках общения. Лучше задавать не общий вопрос «Как у Вас с коммуникабельностью?», а более конкретные вопросы, проясняющие ту или иную ситуацию. Например:

«Когда Вы были чем-то недовольны, как Вы рассказывали об этом руководителю?»

«Что Вы говорите и делаете, чтобы построить прочные деловые отношения?»

«Расскажите о ситуации, когда Вы тщательно продумали свои слова и поступки и в итоге достигли желаемого результата»

«Как Вы поступаете, когда Вам нужна помощь в решении сл ожной задачи?»

«Как Вы общаетесь с коллегой, который Вам не нравится?»

Конечно, нередко люди склонны приукрашивать действительность. Они не рассказывают о своем реальном поведении, а стараются ответить на вопросы правильно, «как надо».

Хороший способ проверить, так ли это — намеренная провокация. Выслушав подозрительно идеальный рассказ об общении, например, с неприятным коллегой, выразите свое несогласие: «Зачем же Вы под него подстраиваетесь, потакаете его проблемам? Разве правильно тратить на это свое рабочее время?» и так далее. Теперь смотрите, будет ли кандидат объяснять и отстаивать свою изначальную позицию или постарается подстроиться под ту «правильную» версию, которую от него якобы ждет рекрутер.

Кейсы

Довольно распространенный прием, который используют на собеседовании с менеджерами по продажам: «Продайте мне вот эту ручку» (стол, телефон или любой другой предмет). Когда кандидат говорит, решая реальную задачу, можно оценить не только его навыки коммуникации, но и многое другое: умение выстраивать аргументацию, эмоциональность, яркость, убедительность.

Проводя собеседование с потенциальным сотрудником клиентской службы, смоделируйте другую ситуацию — в зависимости от того, какой формат общения с клиентами необходим в работе на данной должности. «Представьте, что я клиент. Расскажите мне о…»

Для оценки коммуникативных навыков обратите внимание на следующее:

  • Кандидат следит за вербальными и невербальными реакциями собеседника и меняет свое поведение
  • Старается включить собеседника в диалог
  • Задает уточняющие вопросы, изучая потребности «клиента»
  • Активно слушает, корректно перефразирует слова собеседника

Если наблюдение за поведением, вопросы и кейсы показали, что кандидат обладает всеми перечисленными выше позитивными навыками — замечательно, вы нашли действительно коммуникабельного сотрудника.